Что нужно знать о перелетах с пересадками
Представим ситуацию. Вам необходимо перелететь из одного пункта в другой. Вы заходите на сайт авиакомпании, присматриваете билеты по выгодной цене и понимаете, что прямого рейса нет. Авиакомпания предлагает вам сделать как минимум одну пересадку в промежуточной точке.
Или другой вариант. Вам и не нужен был прямой билет. Вы сами планируете свою поездку. Летите сначала одним рейсом, а потом дожидаетесь следующего.
В обоих примерах есть одна общая деталь. И в том, и в другом случае вы совершаете транзитный перелет, то есть такой, который сопровождается вынужденной или желаемой пересадкой.
Два вида транзитных рейсов
Транзитный перелет бывает двух видов:
-
Стыковочный, когда у вас на руках один транзитный билет и несколько посадочных талонов. В него уже включены все необходимые пересадки. Обычно их не более двух.
-
Пересадочный (трансферный), когда у вас на руках несколько отдельных билетов. Их может быть неограниченное количество, если того требует ситуация.
Помимо этого, есть еще ряд отличий между рейсами:
Стыковочный | Пересадочный | |
---|---|---|
Ответственность | Лежит на авиакомпании | Лежит на пассажире |
Регистрация | В аэропорту вылета | В аэропорту вылета и в аэропорту пересадки |
Багаж | Сдается в аэропорту вылета | Сдается в аэропорту вылета и в аэропорту пересадки после получения |
Паспортный контроль | Проходится только в аэропорту вылета | Проходится в аэропорту вылета и в аэропорту пересадки после получения багажа |
Общие правила транзитных перелетов
Несмотря на существенные отличия, транзитные рейсы предполагают и некоторые сходства, выражающиеся в основных правилах перелетов.
-
Время стыковки между рейсами. В обоих случаях обратите внимание на время, которое вам придется провести в ожидании следующего перелета. Оно может составлять как 2, так и 23 часа. Слишком короткий промежуток – есть шанс не успеть на самолет, слишком длинный – устанете ждать. К слову, стыковочные рейсы лишены первого недостатка, а со вторым придется бороться самостоятельно. Удобнее всего пользоваться агрегаторами, такими как Aviasales. В таком случае поиск выполняется сразу по сотням авиакомпаний, а значит больше вероятности, что найдется такое время пересадки, которое подходит вам.
-
Визовый режим. Не забудьте выяснить, является страна прибытия визовой или нет. Данное правило особенно актуально для пересадочных рейсов. Во-первых, некоторые страны запрашивают транзитную визу, чтобы перейти от одного терминала к другому. Во-вторых, случается, что и вовсе необходимо сменить аэропорт, а значит выйти в город.
-
Прохождение/смена терминалов. Даже стыковочные рейсы не застрахованы от необходимости смены терминалов. Например, при совмещении международного рейса с местным. Об этом следует уточнить заранее у авиакомпании и учесть эту особенность при планировании времени стыковки. Обычно оно рассчитывается при идеальных условиях. В реальности, минутная задержка одного рейса может привести к опозданию на другой.
-
Необходимые документы. Если вы во время перелета меняете терминалы, а билет был куплен онлайн, и на руках лишь один посадочный билет, то позаботьтесь о дополнительных документах, подтверждающих, что вы прибыли в аэропорт, чтобы сменить рейс, а не остаться в этой стране навсегда. К примеру, распечатанный билет, электронное разрешение на выезд, подтверждение оплаты перелета и так далее.
-
Сдача багажа. Из таблицы выше видно, что правила сдачи багажа во время стыковочного и пересадочного рейса отличаются. Однако во всем есть исключения. К примеру, если вы осуществляете перелет в пределах США, багаж в любом случае придется сдать перед вылетом, получить в транзитной точке, пройти проверку и снова сдать его для дальнейшей транспортировки в конечную точку. Эта особенность напрямую связана с расчетом времени стыковки. Поэтому прежде чем покупать билеты, уточните у авиакомпании, есть ли необходимость сдавать и получать багаж на всех пунктах перелета.
-
Задержка рейса. Самое неприятное, что может случиться во время перелета - это задержка рейса по погодным условиям. Вроде и вы не виноваты, и на следующий самолет опоздали. Или наоборот, пришлось его слишком долго ждать. Во-первых, если вы не сели на самолет в результате форс-мажорных обстоятельств, требуйте посадку на ближайший рейс, несмотря на то, что билеты были пересадочными, а не стыковочными. Во-вторых, будьте готовы к тому, что авиакомпания не оплатит ночевку.
-
Пропуск сегмента. Помните, что если вы решили пропустить один из сегментов и не лететь, к примеру, из промежуточной точки в конечную, то билет автоматически аннулируется.
Пересадочный рейс
На всякий случай еще раз подчеркиваем: пересадочный рейс — это когда у вас на руках несколько билетов. Если у вас один общий билет, то это не пересадочный, а стыковочный рейс, о нем будет рассказано позже.
Особенности
Перелет с пересадкой связан с некоторыми существенными особенностями.
-
Планирование маршрута. Вы самостоятельно решаете, в какой точке сделать пересадку. К примеру, при перелете из Москвы в Прагу, вы можете в качестве транзитной точки выбрать Минск, а можете – Хельсинки. Всё зависит от удобства, стоимости и наличия (отсутствия) визового режима.
-
Выбор авиакомпании. Вы можете воспользоваться услугой одной авиакомпании, но заказать два разных рейса (актуально, когда есть скидки на день вылета из другой страны). Или подобрать билеты у разных авиакомпаний, входящих в один альянс. Или заказать билеты у разных авиакомпаний. К примеру, перелет из Москвы в Минск дешевле у Аэрофлота, а из Минска до Польши – у AirBaltic.
-
Пересадка на следующий рейс. Первый вариант – пересадка на другой рейс сопровождается сменой терминала. Обычно он располагается на территории аэропорта, в исключительных случаях придется выйти за его пределы. Второй вариант - пересадка на другой рейс сопровождается сменой аэропорта. Актуально для перелетов из крупных городов, вроде Нью-Йорка.
-
Провоз багажа. Пользуетесь вы услугами одной авиакомпании или разными, в любом случае придется сдать багаж по вылету, забрать по прибытию в точку транзита и снова сдать, пересаживаясь на другой рейс. Необходимость подобной процедуры вам подскажет наличие двух (и более, если пересадок несколько) маршрутных квитанций. Заранее подумайте, есть ли смысл вообще брать чемоданы или можно обойтись ручной кладью.
Плюсы и минусы
Плюсы:
- возможность самостоятельного планирования поездки;
- низкая стоимость авиаперелета;
- возможность осмотреть город во время ожидания следующего рейса.
Минусы:
- ответственность за перелет;
- двойная регистрация;
- ответственность за багаж;
- двойное прохождение паспортного и таможенного контроля.
Как действовать
Рассмотрим полный алгоритм действий во время пересадочного рейса.
-
Прохождение досмотра. Сделайте это сразу, как только выйдете из самолета.
-
Получение багажа. Не откладывайте получение багажа до последнего момента и проследуйте сразу к пунктам выдачи.
-
Паспортный контроль. Это обязательная процедура, во время которой у вас проверят документы, визу (если она нужна), билеты, узнают цель прибытия и зададут пару общих вопросов. Для пересадки с выходом из транзитной зоны в странах Шенгенского соглашения, будь то терминал или другой аэропорт, наличие транзитной визы (если нет шенгенской) обязательно. Если виза нужна, а у вас ее нет, то обратитесь к сотрудникам аэропорта, чтобы оформить разрешение на выход.
-
Переход в другой терминал/аэропорт. После паспортного контроля можно смело отправляться в терминал, с которого производится посадка. Информация указана на билете или табло, где отображаются все рейсы. Чтобы не заблудиться, следуйте указателям. Если вам требуется сменить аэропорт, то вместе с багажом отправляйтесь в нужный, предварительно уточнив дорогу и транспорт, на котором можно добраться.
-
Регистрация на рейс. Процедура регистрации проходит по стандартному сценарию. Однако если по каким-либо причинам вам не удалось выйти из транзитной зоны, обратитесь к сотрудникам аэропорта. Они помогут вам зарегистрироваться онлайн, и направят багаж по месту назначения.
Чтобы багаж не потерялся, при регистрации на рейс проследите, чтобы на него были наклеены специальные бирки с местом назначения. Некоторые авиакомпании идут навстречу клиенту и перевозят багаж в пределах одного аэропорта. В остальных случаях, после получения, его необходимо будет сдать самостоятельно.
Что учитывать при составлении маршрута
-
Проследите за тем, чтобы пункт пересадки находился в одном аэропорту. Это как минимум удобно. Чем бюджетнее аэропорт, тем дальше от центра города он находится. А это значит, что придется учесть время переезда, дорожный трафик, проложить маршрут следования и при этом не опоздать на регистрацию и посадку. К чему такие сложности?
-
Если у вас нет визы, выбирайте такие пункты пересадки, где она и не требуется. Например, Китай, Пекин или Сингапур. Безвизовое время пребывания варьируется от одного до трех дней. Если такой возможности нет, позаботьтесь о создании хотя бы транзитной визы, чтобы можно было выйти в город или перейти от одного терминала к другому.
-
Обратите внимание на время ожидания между рейсами. Оно может составлять как 3 часа, так и 20. Предпочтительнее выбрать первый вариант, чтобы не ждать самолета весь день. А можно наоборот выбрать второй, чтобы выйти в город и там погулять. Кстати, такой вариант называется стоповером и у нас есть целая статья об этом.
Как рассчитать время между пересадками
Чтобы правильно рассчитать время на пересадку, используйте значения четырех переменных + один запасной час.
-
Получение багажа. Обычно процедура занимает не более 20 минут, но случаются и заминки. Например, если задержится выдача или багаж потеряется. Постарайтесь по возможности вообще не брать багаж и ограничиться ручной кладью.
-
Паспортный контроль. Всё зависит от количества пассажиров. Заложите среднее значение в 40 минут.
-
Регистрация на рейс. Лучше всего регистрироваться на рейс онлайн, а не в порядке живой очереди. Даже если с вами багаж, он регистрируется на отдельной стойке, а значит минус один обязательный пункт и дополнительные 15-20 минут времени.
-
Смена аэропорта/терминала. Если необходимо сменить терминал, и вы точно знаете, что он располагается рядом, то добавьте лишние 15 минут. А если вы должны перебраться в другой аэропорт, посмотрите, где он находится, как до него добраться и бывают ли пробки. Если перемещаетесь общественным транспортом, то поинтересуйтесь, по какому расписанию он ездит, а если едете на такси – добавьте лишние полчаса на вызов и ожидание машины.
Чем заняться во время пересадки
Во время пересадок, длящихся более трех часов, неизбежно возникает желание чем-нибудь себя занять. Если нет желания и возможности выйти в город погулять, то обратите внимание на лаунж. Он есть практически во всех аэропортах и выглядит как комната отдыха повышенной комфортности.
Удовольствие это платное, но чем больше времени вы там проводите, тем дешевле обходится визит. В среднем это 30-40 евро за 3 часа. В стоимость входят бесплатный Wi-Fi, еда, напитки, журналы и книги, а также удобные кресла и кушетки, если вдруг захочется вздремнуть.
Другой вариант подойдет владельцам карт World Elite MasterCard. Она открывает путь в бизнес-залы большинства крупных аэропортов. А это значит, что абсолютно бесплатно для вас будут предоставлены еда, напитки, журналы, телевизор, интернет, рабочее место с принтером и возможность сходить в душ.
При пересадке, длящейся более 10 часов, некоторые авиакомпании предоставляют купоны на бесплатные обеды. Все подробности можно уточнить на сайте авиаперевозчика.
Что делать, если багаж утерян
-
Первое правило – не паникуйте и не покидайте терминал, пока не выясните, где ваш багаж.
-
Правило второе – сохраняйте отрывной талон на багаж. Предъявите его сотрудникам аэропорта и поищите потерю вместе.
Если поиски не увенчались успехом, составляйте в двух экземплярах заявление о пропаже и заполняйте специальную форму PIR. В ней укажите номер рейса, ваши контактные данные, и опишите, как выглядит чемодан. Вам выдадут регистрационный номер, по которому можно отследить багаж. Только после этого покиньте терминал. Если ваши чемоданы так и не были найдены до вылета, то авиакомпания обязана переправить их вам по заявленному месту.
Лайфхаки
-
Изучите план аэропорта, в котором необходимо пересаживаться. Так вы сэкономите время и силы на поиски нужного терминала, пункта сдачи и приема багажа, стойки регистрации и зоны вылета.
-
Сразу переведите часы на часовой пояс той страны, в которую летите. По прибытию вам будет не до этого, а банальная забывчивость может обернуться неправильным расчетом времени и опозданием на рейс.
-
Не забывайте о табло. Может случиться такое, что в последнюю минуту рейс перенесут, сменится терминал или номер выхода.
-
Если вы опоздали на следующий самолет не по своей вине, а в результате задержки предыдущего рейса, обратитесь на стойку информации и попросите поставить отметку на авиабилете. Данный документ предъявите авиакомпании, на рейс которой вы не успели, и ожидайте замены перелета.
-
Случается, что в билете не прописан номер гейта (выхода). В таком случае найти его можно на посадочном талоне или посмотрев на табло. Помимо рейса и времени, на нем будет указан и гейт.
-
Не покупайте напитки и прочие товары в дьюти-фри до выхода в город. Выйти из аэропорта вам позволят, а вернуться обратно уже нет. Придется сдавать все купленное и заново проходить контроль и регистрацию.
Стыковочный рейс
Стыковочный рейс предполагает пересадку в точке трансфера, но весь маршрут продумываете не вы, а авиакомпания. Именно она отвечает за то, на каком самолете вы полетите, где будет происходить посадка и когда следующий рейс.
На руках у вас остается один билет и несколько посадочных талонов. Их количество соответствует количеству пересадок.
Особенности
Существует несколько вариантов организации стыковочного рейса.
-
Перелет на самолетах одной авиакомпании. Это значит, что если вы вылетели из Москвы до точки трансфера на Аэрофлоте, то на нем же вы и продолжите движение в конечный пункт. Такой вариант самый удобный, поскольку вам не нужно перемещаться из одного терминал в другой, и время на пересадку сокращается до минимума. Проще говоря, вышли из одного самолета и пересели в другой.
-
Перелет на самолетах разных авиакомпаний, входящих в единый альянс. Здесь ситуация обстоит несколько иначе. К примеру, вы вылетели из Москвы до точки трансфера Аэрофлотом, а оттуда до конечной точки — компанией Air Berlin. Фактически это разные авиакомпании, но у них единые требования к условиям и качеству перевозки. Обычно такой способ используется при стыковке с местным туроператором. Это значит, что придется покинуть один терминал и пересесть в другой.
В первом примере наличие транзитной визы не обязательно – вы не пересекаете границы и не находитесь на территории чужой страны. Во втором примере транзитная виза – вынужденная необходимость. Терминалы могут находиться за пределами аэропорта, а значит вы оказываетесь на территории иностранного государства.
Существует еще один, пограничный вид. Его выделим отдельно – рейс по интерлайн соглашению. Это означает, что одна компания-авиаперевозчик признает билеты другой, хотя они не состоят в альянсе. Таким образом часть условий совпадает с условиями стыковочного рейса (например, за вас рассчитано время и место пересадки), а часть — с пересадочным (например, двойная регистрация багажа).
Плюсы и минусы
Плюсы стыковочных рейсов очевидны. Вам не нужно продумывать маршрут и беспокоиться о расчете времени пересадки. Если один рейс задержался, и вы опоздали на другой – это не ваш просчет. Авиакомпания предпримет все усилия, чтобы вы оказались в конечной точке вовремя. Вам также не придется заботиться о багаже. Достаточно сдать его в начальной точке, а получить уже в конечной.
Минус разве что один. Если вы захотите остаться на денек другой и погулять по городу, то все билеты аннулируются.
Как действовать
Алгоритм действий во время перелета стыковочным рейсом крайне прост.
Вы регистрируетесь один раз – перед вылетом в первой точке. Там вам выдаются посадочные талоны. Именно они станут доказательством осуществления перелета и гарантией посадки на следующий самолет.
Далее придется действовать по одному из возможных путей.
-
Если вы не покидаете транзитную зону, то вам нужно найти свой рейс на табло, запомнить номер гейта и время отправления. После этого проходите досмотр, он обязателен на любом участке пути. Затем ищите указатели с надписью Transit и переходите в транзитную зону. Ожидайте прибытия самолета. В случаях, когда вы не нашли свой рейс или не обнаружили посадочного талона, обратитесь на стойку информации или стойку оформления трансферных пассажиров. Там вам помогут получить нужную информацию и при необходимости распечатать талон.
-
Если вы покидаете транзитную зону, то проходите паспортный и предполетный контроль. Предъявление транзитной визы обязательно. После этого переходите к терминалу и продолжайте регистрацию по стандартной схеме.
Помните о том, что забирать багаж не нужно. Его вы получите уже в конечной точке путешествия. Исключения составляют перелеты в США или Мексику. Там придется получить багаж, а затем вновь сдать его для прохождения таможенного контроля.
Авиакомпании сами устанавливают время стыковки: обычно не менее 50 минут и не более 1,5 часов. Не опаздывайте и не задерживайтесь. Проверяйте табло, чтобы своевременно узнать о предстоящих изменениях и сориентироваться.
Что делать, если рейс задержали
Задержка рейса вовсе не проблема.
-
Подойдите к стойке перевозчика, чей рейс был задержан, и попросите поставить на билете специальную отметку. Она станет доказательством того, что на следующий самолет вы не успели по вине авиаперевозчика.
-
После этого идите на стойку авиакомпании, на чей рейс опоздали, предъявите билет с отметкой и попросите определить вас на следующий самолет.
-
Если ближайший перелет возможен только на следующие сутки, то договоритесь о предоставлении бесплатного ночлега и питания. В большинстве случаев авиакомпании дорожат своими клиентами и предоставляют все необходимые условия для комфортного перелета.
Что делать, если багаж утерян
Не стоит переживать, если ваш багаж потерялся. Ответственность полностью лежит на перевозчике. Как и в примере с пересадочным рейсом, подойдите к сотрудникам аэропорта и попросите задокументировать факт потери. Как только багаж будет найден, его доставят по заявленному месту или прямо в гостиницу.
Как купить билет на транзитный рейс
Заходим на aviasales.ru и заполняем форму поиска. Вводим города, даты и информацию о пассажирах.
Или никуда не заходим, а заполняем эти данные прямо здесь:
Допустим, вы хотите полететь из Москвы в Лос-Анджелес, и система выдала вам вот такие результаты:
Прямой билет есть, а единственный более дешевый вариант — это рейс общей продолжительностью в 25 часов 40 минут с двумя пересадками. Стоит он всего на 419 рублей дешевле. Очевидно, здесь разумнее бронировать прямой рейс.
Другой пример — рейс в Сингапур. У нас получилось вот так:
Самый дешевый вариант — с пересадкой в Дохе. Прямые рейсы тоже есть, но они намного дороже. В этом случае есть смысл выбрать рейс с пересадкой, экономия получается довольно большая.
Если хотите, можете сразу задать желаемое количество пересадок в фильтре слева:
В этом случае в результатах поиска будут отображаться рейсы только с тем количеством пересадок, которое вы задали.
Когда определитесь с выбором, нажимайте на «Купить», и тогда система направит вас на сайт агентства или авиакомпании для бронирования и оплаты.
Если в ваши планы входит добраться из пункта A в пункт Б любыми способами, то описанный выше вариант подойдет. А если у вас особенные пожелания по городам и датам, то на главной странице можно составить сложный маршрут:
Допустим, вы хотите полететь из Москвы в Париж, но по пути заскочить в Амстердам и провести там один день. Не проблема:
Точно так же кликаем «Найти билеты» и выбираем подходящий рейс.
Итоги
Итак, для пересадочного (трансферного) рейса вы сами составляете маршрут, организуете пересадки, выбираете авиаперевозчика и покупаете билеты. Для стыковочного - называете начальную точку и конечную, и авиакомпания сама подбирает вам место и время пересадки.
Помните о некоторых особенностях трансферных рейсов:
-
Вы регистрируетесь на каждом участке перелета и проходите паспортный контроль, предъявляя билет на посадку.
-
Оформляете визу (для стран с визовым режимом), чтобы свободно перемещаться между терминалами и выходить за пределы аэропорта.
-
Сдаете багаж в точке отправления, получаете в транзитной точке, проходите таможенный контроль и снова сдаете в аэропорт.
Для стыковочных рейсов правила посадки другие:
-
Вы проходите регистрацию один раз в аэропорте вылета и получаете на руки посадочные талоны вместо билетов.
-
Багаж сдаете один раз и получаете в аэропорте конечной точки прибытия. Лишь в отдельных странах, вроде США или Мексики, существуют правила досмотра и в стыковочных точках.
-
Визу оформляете лишь в том случае, если покидаете одну транзитную зону и переходите в другую. Например, если меняете терминалы.
При задержке рейса по вине авиакомпании сохраняйте билеты, посадочные талоны и спокойствие.
-
Обратитесь к представителю авиакомпании, чей рейс вылетел с задержкой, чтобы он проставил соответствующую отметку на билете или посадочном талоне.
-
По прибытию на следующий рейс, подойдите к представителю авиакомпании, на чей самолет вы опоздали и предъявите документы с отметкой о задержке перелета.
-
Попросите проводить вас на ближайший рейс.
Подбирая билеты для полета с пересадкой, помните о запасе времени между рейсами. Закладывайте как минимум 3 часа, чтобы успеть пройти все пункты контроля и регистрации.
Приобретая авиабилет с пересадкой, часто получается сэкономить, но это не единственный способ. Остальные — в статье Как сэкономить на авиабилетах.
Еще немного полезной информации:
На пересадке можно значительно экономить деньги, но вот со временем можно и не рассчитать.Иногда прохождение проверки документов занимает много времени.У меня так знакомые не уложились и опоздали.
Все очень понятно и доходчиво. Первый раз буду лететь из Киева в Гетеборг через Стокгольм. Хотелось бы узнать как зарегистрироваться на обратный рейс, если время обратного вылета больше двух недель. Спасибо.
А в чем именно сложность? На рейс «обратно» регистрация проходит точно так же, как и «туда» — можно через интернет, обычно за 24 часа до вылета, а можно прямо в аэропорту.
И само собой, если рейс пересадочный, то регистрироваться нужно дважды, отдельно на каждый сегмент.
Следует иметь в виду, что когда работники авиакомпаний бастуют (например, во Франции это частое явление), то рейсы за рубеж редко от этого страдают, а вот внутри страны их запросто отменяют. Так что можете остаться без сегмента своего перелета... Подтверждено опытом знакомых.
Два раза летал таким образом - первый опыт был крайне хорош, между рейсами (летели из Питера в Мадрид, пересадка была в Риге), было почти 9 часов - успели съездить в Ригу и погулять по городу, выпить местного пива, пообедать. А вот второй раз - был не столь приятен : вроде бы и аэропорт был один (Москва, Домодедово), и время между посадками небольшое - всего то часа 4, но за это время мы столько денег потратили в Домодедово, что лучше не вспоминать-). Учтите, это дорогие туристы-).
У кого-нибудь здесь был стыковочный рейс в Мадриде? У нас будет 8 часов. Вроде бы, и много, но учитывая время, которое будет потрачено на дорогу туда и обратно плюс на рейс надо будет вернуться за час, а лучше полтора, то не понятно - хватит ли времени спокойно погулять или все будет в спешке и лучше переждать в аэропорту. Шенген есть, так что возможность выхода в город тоже будет.