Что такое чартер и в чем его особенности

Большинство туристических перелетов на самые распространенные курорты обслуживаются чартерными рейсами. Но что это такое и в чем их суть? Попробуем разобраться.

В чем суть

Чартер — это вид рейса, который авиакомпания выполняет по заказу туроператора. В этом случае именно туроператор берет на себя всю организацию перелета.

Чтобы было понятнее — рассмотрим конкретный пример.

Вы запланировали отпуск и решили его самостоятельно организовать. Казалось бы, ничего сложного — выбираем направление, бронируем номер в отеле и покупаем авиабилеты. А теперь зайдите на сайт любой авиакомпании, например Аэрофлота, и вбейте маршрут Москва — Хургада (излюбленное и недорогое место для туристов). Скорее всего вы увидите вот это:

В чем суть В чем суть В чем суть

Попробуйте сменить даты. В 99 % случаев даже перейдя на следующий месяц вы не найдете рейсов.

Дело в том, что на большинство туристических маршрутов не бывает регулярных рейсов. В них просто нет надобности — всю организацию берет на себя туроператор — заключает договор пользования воздушным судном (фрахтует его), составляет маршрут следования (хоть из Иваново до Сейшел) и ищет пассажиров.

Такие рейсы существуют только в период курортного сезона и организуются по наиболее популярным направлениям. В этом и есть смысл чартера.

Частые вопросы

Чартерный рейс понятие не новое, но каждый раз возникают вопросы касаемо билетов, обслуживания, стоимости и прочих неоднозначных моментов. Разберемся в наиболее распространенных.

Рейс может не состояться, если самолет не заполнится?

Особенно часто вопрос возникает у тех, кто купил билет самостоятельно, не пользуясь услугами турфирмы.

Нет, с чего бы самолету не лететь, если билет уже оплачен? Возможно, возникнут некоторые трудности, и вам придется дождаться иного рейса или даже самолета (к примеру, менее вместительного), но отказать в перелете авиакомпания не в праве.

Билеты также не аннулируются при неисправности воздушного судна и по причине задержки рейса по погодным условиям.

Можно ли вернуть билет на чартерный рейс?

Нет, такие билеты являются невозвратными. Если заболели или не смогли вылететь по форс-мажорным обстоятельствам, то полную и даже частичную стоимость никто не вернет. Предполагается, что у вас оформлена медицинская страховка, и она покроет все издержки.

То же самое касается потерянных и испорченных билетов. Дубликаты не выдаются.

Можно ли изменить данные после покупки билета?

Изменить паспортные данные можно, а вот дату или время поменять не удастся, даже если причина веская. Поэтому если вы бронировали билет самостоятельно, а не в рамках турпакета, то попытайтесь поменять их и передать билет тому, кто сможет полететь.

Часто ли рейсы задерживают?

Следует понимать, что регулярные рейсы всегда в приоритете, а чартерные летают в свободное от них время. Поэтому задержка вылета на 10 часов — нормальная практика. Впрочем, некоторые аэропорты вводят дополнительный сбор за полет в удобные часы.

Насколько чартерный рейс выгоднее регулярного?

В среднем, даже самый дорогой чартер обойдется на 30−50 % дешевле регулярного.

Правда ли, что для чартерных рейсов используют самые старые и разбитые самолеты?

Нет, неправда. Авиакомпании хоть и не рассчитывают увидеть в вас постоянных клиентов, но и предлагать вам заведомо неисправный или слишком старый самолет никто не будет. Напомним, что туроператор берет в аренду самолет лишь на пару сезонов, а в остальное время он используется для регулярных рейсов.

Есть ли деление на классы обслуживания?

Зачастую чартерные перевозки не могут похвастаться делением на классы обслуживания. Да и надобности такой нет. Основная цель — вместить как можно больше народу и скорее переправить их из одной точки в другую.

Чартерный рейс означает низкое обслуживание?

Обслуживание рейса имеет прямую зависимость от авиакомпании. Чем она крупнее, тем выше класс обслуживания вне зависимости от того, летите вы регулярным или чартерным рейсом. Низкая стоимость билета не означает, что вам предложат объедки из бизнес-класса или изъеденный молью плед.

Кормят ли в самолете?

Если перелет составляет более двух часов, то конечно накормят. Не лететь же полдня голодными. Запомните, отсутствием обедов славятся лоукостеры, но они и не включают их в стоимость билета. Всё честно.

Начислят ли бонусы за чартерный перелет?

Для тех, кто не в теме — речь идет о мильных программах, которые очень подробно рассматриваются в статье Как копить мили и летать дешевле.

Но нет, для чартеров это неактуально. Если вы участвуете в бонусной программе авиакомпании, то не ждите дополнительных миль за перелет чартерным рейсом.

Как купить такой билет

Желая купить билет на чартерный рейс, можно пойти по одному из двух путей.

Обратиться к туроператору

Классический вариант — вы покупаете билет на чартерный рейс в составе туристического пакета. Никаких премудростей, турфирма сама назначит время и дату перелета, а также подберет наиболее оптимальный вариант чартерной перевозки.

К слову, сам билет вы получите в лучшем случае за день до вылета, а в худшем — прямо в аэропорту (но это уже совсем редкость). Такой подход является обычной практикой, поскольку туроператоры до последнего не знают точное количество пассажиров и могут заменить самолет на более или менее вместительный прямо перед вылетом.

Ко всему прочему, несмотря на информацию о перевозчике, указанную в билете, вы можете оказаться в компании пассажиров, летящих чартерным рейсом конкурентов. Всего лишь формальности, минимизирующие издержки туроператоров, но будьте внимательны — направления рейсов должны совпадать.

Найти самостоятельно

Обычно информация о чартерных рейсах закрыта, турфирмы делятся ей неохотно и только в случаях, когда не смогли набрать нужного количества туристов, а заполнить самолет необходимо.

Есть три метода найти такой билет самостоятельно:

  1. Обратиться в авиакассу. Если повезет, и сотрудник пойдет вам на встречу, то на руках окажется заветный билет. Способ крайне ненадежный и неудобный.

  2. Воспользоваться специальными сайтами для поиска чартерных рейсов. Однако если вы планируете вылететь не из Москвы или Санкт-Петербурга, а любого другого уголка России — не надейтесь, что поиск увенчается успехом. К тому же, привязки к конкретной дате нет. Указан только период, возможное время вылета, стоимость билета и тип самолета. Подойдет тем, кто способен сорваться в любую минуту и полететь отдыхать.

  3. Воспользоваться сайтом-агрегатором. Самый популярный из них — Aviasales. Этот метод удобнее предыдущих, но такие сервисы ищут все возможные билеты, а не только чартерные. Тем не менее, чартерные тоже часто попадаются. Определить их можно по соответствующей надписи.

  4. Воспользоваться нашим сервисом. У нас есть собственная разработка — сервис по поиску аномальных цен. Часто попадаются очень выгодные билеты, многие из которых — на чартерные рейсы.

Как купить такой билет - Найти самостоятельно Как купить такой билет - Найти самостоятельно Как купить такой билет - Найти самостоятельно

Каким же способом пользоваться

Если у вас мега-популярное направление, вроде Шарм-Эль-Шейха или Антальи, то без помощи туроператора скорее всего не обойтись. Даже самые продвинутые сайты-агрегаторы не владеют информацией о рейсах по такому маршруту, особенно если вы летите не из Москвы, а из, скажем, Новосибирска.

Другое дело, если вы решили посетить Прагу или Париж. Места столь же популярные, но не в туристический сезон. А значит, есть возможность найти билет самостоятельно. В этом случае однозначно лучше прибегать к помощи агрегаторов.

Когда покупать билет

Если вы читали статью Когда лучше покупать авиабилеты, то забудьте обо всём, что вы там прочитали. Всё это работает для регулярных рейсов, но с чартерами правила другие.

Здесь принцип простой — чем ближе к дате вылета, тем дешевле. Самые привлекательные цены появляются примерно за неделю до вылета.

Однако во всех правилах бывают исключения. Полностью полагаться на появление горящих билетов за пару дней до рейса не стоит. Если необходимое количество пассажиров уже набрано, то есть вероятность, что вы не только не извлечете выгоду, но и потеряете время, поскольку придется вновь ждать свободных мест.

Подойдите к этому вопросу с научной точки зрения и проследите статистику продаж билетов на желаемое направление. Если новые предложения выкладываются практически каждый день, значит есть вероятность попасть в точку и сэкономить. А если раз от разу, то не ждите удачного момента и действуйте.

Здесь же следует учитывать «принцип двух недель». Он поможет рассчитать время прибытия. Большинство туров рассчитано на 14 дней, а значит, вылетев раньше, вы окажетесь в полупустом самолете. Придется доплачивать за недостающего соседа. Какой тогда смысл лететь чартером, если по цене он обходится как регулярный?

Разновидности чартерных рейсов

В начале статьи было сказано, что чартер — это рейс, заказанный туроператором. На самом деле это сильно упрощенное определение.

Для тех, кто хочет углубиться в детали, перечислим 5 основных видов чартерных перевозок. Они отличаются условиями использования самолета и стоимостью.

Разовый чартер

Разовый чартер бывает двух видов — «туда» и «туда/обратно».

  1. «Туда». В этом случае самолет заказывается лишь в одном направлении. Как вы полетите обратно — авиакомпания решит сама. Не исключено, что это будет рейс «Empty Legs» то есть вы полетите на попутном самолете, который также осуществлял рейс «туда», а обратно полетел теоретически пустым, а практически — по пути захватил и вас.

  2. «Туда/обратно». Здесь сценарий такой: вы прибыли в точку назначения, самолет улетел обратно, а ко времени вашего отлета прилетел снова. Получается, из четырех раз, два раза рейс был пустым и экономически невыгодным. Часть издержек покроет туроператор, а другую часть вы возьмете на себя.

Разовый чартер — один из самых дорогих и не выгодных перелетов, осуществляемых лишь по тем направлениям, куда регулярные рейсы вообще не летают.

Тайм-чартер

Тайм-чартер схож с разовым, только самолет не летит туда/обратно, а арендуется на весь срок вашего путешествия и всё это время находится на простое в порту назначения. Обычно такой вид перевозок применяется для кратковременных путешествий сроком до недели.

В любом случае, он сопоставим по цене с разовым чартером, а иногда и дороже, поскольку туроператору (а по факту уже вам) приходится покрывать расходы на содержание воздушного судна и экипажа в момент простоя.

Чартерная цепь (шаттл-чартер)

Наиболее распространенный вид перевозок — чартерная цепь. Подразумевается, что самолет осуществляет перелеты как минимум в один пункт назначения по челночной схеме «туда/обратно». Иными словами, высадил одну группу пассажиров, тут же забрал другую и полетел в обратном направлении.

В сравнении с предыдущими видами, шаттл-чартер наиболее выгоден как для туроператора, так и для пассажиров, поскольку минимизируются издержки от перелетов, самолет не находится в простое и летит холостым лишь в двух случаях — на первом и последнем рейсах.

Сплит-чартер

Это один из самых выгодных способов перелета среди всех чартерных рейсов. Весь путь делится на два участка, исходя из возможности/невозможности его преодоления регулярным рейсом. Таким образом, лишь небольшой участок пути вы летите чартером, а потом пересаживаетесь на регулярный.

Транзит-чартер

Еще один из способов сэкономить — полететь транзитным чартером. Название говорит само за себя: вы летите одним чартерным рейсом до промежуточной точки, а в ней пересаживаетесь на другой до конечной. От сплита он отличается тем, что на обоих участках пути используются самолеты, зафрахтованные туроператором. Никаких регулярных рейсов.

Правила провоза багажа и ручной клади

В части провоза багажа чартерный рейс мало чем отличается от регулярного. Так что на эту тему можете почитать нашу основную статью про багаж. Всё, что там написано, актуально и для чартеров, отличий нет.

Если вкратце, то существует норма бесплатного провоза, которая регламентируется правилами, установленными перевозчиком. Обычно это не более 10 кг в багажном отсеке и 5 кг ручной клади. Подробную информацию лучше уточнить на сайте авиакомпании.

При этом если у вас возникла необходимость к перевозке вещей сверх указанной нормы, сделать это можно при наличии четырех условий:

  1. Согласования с авиакомпанией. Запрос на выдачу разрешения к перевозке сверхнормативного груза должен быть направлен перевозчику не менее чем за трое суток до вылета.

  2. Наличия свободных мест.

  3. Оплаты провоза такого багажа. В случаях, когда наличие лишних чемоданов было оговорено на стадии бронирования билета, дополнительная плата не взимается.

  4. Соблюдения требований максимального веса. Не более 50 кг на одно место зарегистрированного багажа.

Бесплатно сверх установленной нормы в качестве ручной клади можно взять:

  • дамскую сумочку или портфель;
  • папку для бумаг;
  • трость;
  • букет цветов;
  • верхнюю одежду;
  • книги и журналы;
  • детское питание;
  • костюм в портпледе;
  • детскую люльку;
  • костыли;
  • носилки;
  • кресло-коляску;
  • вычислительную техника и электроника (например, фотоаппарат, телефон или ноутбук).

Некоторые авиакомпании ставят ограничения на провоз электроники сверх нормы. Чтобы не оказаться в неловкой ситуации, уберите гаджеты в сумку или рюкзак.

Если по прибытии вы обнаружили, что багаж утерян, напишите заявление о его отсутствии, передайте документ сотруднику аэропорта и попросите осуществить поиск в вашем присутствии. Если багаж так и не нашелся, то заполните дополнительную форму, описав внешний вид чемодана и указав адрес, по которому он должен быть доставлен. Не получив багаж в течение 21 дня с момента написания заявления, требуйте возмещение вреда.

Перенос чартерного рейса

Распространенная ситуация — вы прибыли в аэропорт и узнали, что вылететь вовремя не удастся.

Во-первых, авиакомпания подстраховалась и указала в договоре, что перенос чартерного рейса на срок до 10 часов допустим. Во-вторых, всегда узнавайте точное время вылета не позднее, чем за 24 часа до посадки.

Возможные причины

Частыми причинами задержки рейса являются:

  • задержка/неприбытие самолета;
  • поломка воздушного судна;
  • погодные условия.

В первых двух случаях вся ответственность лежит на авиакомпании — не отследила прибытие самолета, пропустила необходимость ремонта, неправильно рассчитала время вылета и так далее. А раз виноваты — отвечайте по всей строгости. Пассажир имеет право на получение материальной компенсации. Особенно актуально для тех, кто покупал билеты самостоятельно, а не через туроператора.

В последнем случае причины задержки вполне объективны, и авиакомпания не могла их спрогнозировать. А значит, ни о каком возмещении ущерба не может быть и речи.

К слову, отличить одну причину от другой иногда сложно. Авиакомпании не выгодно признавать свои ошибки. В любом случае, отказать в предоставлении положенных удобств во время ожидания рейса они не в праве.

Что делать, если рейс задержали

Первое, что вы должны сделать — дождаться оповещения о задержке рейса. Если такового не поступало, а вы уже битый час сидите в ожидании самолета — обращайтесь с жалобой в Росавиацию.

Допустим, вы покупали билет самостоятельно, и теперь из-за задержки рейса слетает бронь в отеле, а отпуск укорачивается. Смело предъявляйте свои претензии, но только после того, как получите:

  • справку о задержке рейса;
  • отметку на посадочном талоне с действительным временем вылета и штампом авиакомпании.

После этого постарайтесь успокоиться и дождаться своего рейса. Задерживать его более чем на 10 часов авиакомпания не может — это является существенным изменением условий договора и нарушает требования закона о защите прав потребителя.

Права пассажиров

Чтобы не сидеть голодными полдня на чемоданах в ожидании рейса, запомните свои права.

Авиакомпания обязана:

  • обеспечить бесплатное хранение багажа;
  • предоставить комнату матери и ребенка пассажирам с детьми младше 7 лет;
  • через 2 часа после объявления о задержке рейса обеспечить пассажиров прохладительными напитками и возможностью совершить 2 звонка или написать 2 электронных сообщения;
  • через 4 часа предоставить горячее питание;
  • спустя 6 часов бесплатно разместить в гостинице, с доставкой до/от нее.

В случаях, когда положенные услуги не были предоставлены, оплатите их самостоятельно, сохранив все чеки. Вынужденные расходы предъявите туроператору для дальнейшего разбирательства с авиакомпанией. Если вина последнего будет доказана, рассчитывайте на компенсацию в сумме 25 % от МРОТ за каждый час задержки. Правда, более чем 50 % от стоимости билета получить не удастся.

Претензия подается в течение полугода с момента перелета и рассматривается авиакомпанией или туроператором за 30 дней.

Авиакомпании, осуществляющие чартерные перевозки

Чартерные перевозки осуществляют как крупные авиакомпании (Аэрофлот, Трансаэро, S7, UTair, Белавиа, Air France, NordStar Airlines, LOT), так и чартерные. Подробный список вместе с частыми направлениями прилагается.

Авиакомпания Сотрудничество с турагентствами Направления
I Fly TEZ TOUR Египет, Турция, Испания, Таиланд, Италия
Pegas Fly —  Города Европы, Азии, Африки
Red Wings Airlines —  Болгария, Греция, Испания, Египет, Италия
Azur Air Anex Tour Таиланд, ОАЭ, Индия
Royal Flight Coral Travel Индия, Испания, Египет, Турция.

Итоги

Чартерный рейс не является синонимом плохого, хотя в сравнении с регулярным выглядит непривычно.

Регулярный Чартерный
Привлекательная цена Да, если билет невозвратный Да, в любом случае
Четкое расписание Да Нет, известна только дата, а время уточняется за 24 часа вылета
Перелет по любому маршруту Нет, только по установленному Да, маршрут определяет туроператор
Приоритетность рейса Да Нет, вылет осуществляется в перерывах между регулярными рейсами
Возврат билета Да, если вы отказались от полета и уведомили об этом авиакомпанию за сутки до отправки воздушного судна Нет
Возможность изменить данные пассажира Нет Да
Деление на классы Да, эконом, бизнес и 1-ый класс Нет, все пассажиры едины в правах
Питание и прочие удобства Да Да
Начисление бонусов Да, в зависимости от маршрута и класса перелета Нет

Купить билет на чартерный рейс можно у туроператора в составе путевки или самостоятельно:

  • обратившись в авиакассы;
  • поискав на сайтах по поиску чартеров;
  • поискав на сайтах-агрегаторах, например Aviasales.

Сделать это лучше максимум за неделю до предполагаемой поездки.

Если ваш рейс задержали:

  1. Дождись соответствующего уведомления.

  2. Получите справку о задержке и отметку на посадочном талоне с указанием фактического времени вылета, чтобы иметь доказательства при предъявлении претензий.

  3. Получите положенные авиакомпанией услуги. В случае непредоставления, оплатите их самостоятельно, а сохраненные чеки предоставьте туроператору для дальнейших разбирательств с авиакомпанией.

Помните, несмотря на возможные неудобства, чартерные рейсы — единственный шанс попасть в те места, куда регулярным не добраться.

Чартер — это хороший, но не единственный способ сэкономить. Еще 24 способа — в статье Как сэкономить на авиабилетах.

И еще несколько материалов на тему авиаперелетов:

Поделиться:
Комментарии
Егор Батрудин

Чартеры доступны в цене, это их главный и существенный плюс.

ответить 5 ноября 2016

Марина Швец

Не думаю я, что такая экономия важна, если есть шанс вообще не вернуть деньги в случае отмены.

ответить 12 ноября 2016

Егор Батрудин

Летаю часто, чартерами в том числе, не одной отмены не было.

ответить 12 ноября 2016

Елена Картавец

Ну, это Вам повезло просто, что рейс не отменяли. Я бы лично так рисковать не стала. А вдруг все- таки отменят, сомнительная экономия получится.

ответить 13 ноября 2016

Е

Дальневосточникам чартеры не светят, потому как не выгодные они для нас. А так это ведь удобно, получается!

ответить 8 ноября 2016

О

А ещё на чартеры дают самые древние самолёты. И нет выбора.

ответить 12 ноября 2016

Sofia Belkina

Некоторые туроператоры предлагают доплатить за конкретизацию рейса, то есть вы заранее будете знать, из какого аэропорта вы летите (например, из Шереметьево, Внуково или Домодедово), в какой (например, на Кипре - в Пафос или Ларнаку) и во сколько. Кто-нибудь пользовался?

ответить 7 июн. 11:15

Яна Лысова

Однажды с мужем летели из Беларуси в Болгарию чартерным рейсом. Вылететь должны были в 12.30 дня, а вылетели только в 19.45. Причем в здание аэропорта нас не пустили почему-то, стояли все это время мы с остальными пассажирами на улице. Да, дешево. Не сказала бы, что самолет плохой или еще что-то. Все хорошо. Больше так летать не хотим. Хотя с другой стороны, есть что вспомнить:)

ответить 10 июн. 10:42

Настя Залевская

Приходилось летать чартерными рейсами и буквально сидеть на чемоданах много часов по причине задержки рейса. Но никто при этом не говорил, что у пассажиров несть столько прав, и что неудобства им обязаны компенсировать хоть частично перевозчики.

ответить 12 июн. 11:31

Eliza Podgajna

Летели чартером из Киева до Туниса.. Авиакомпания БРАВО превзошла себя)) только потом уже почитали отзывы о них.

Да, несомненный плюс - цена билета, но вот это сидение на чемоданах. До Туниса летели чуть больше 3 часов, нам не кормили)

ответить 30 июн. 07:58

Диана Якушева

Не соглашусь с утверждением в статье о том, что в чартерных рейсах нет деления на классы(первый,бизнес и т.п.). Приведу в пример случай из реальной жизни: в 2017 году совершала полет рейсом авиакомпании "Россия" из Москвы в Сочи. По прилету в город назначения, после мягкой посадки стюардесса сделала обьявление о том, чтобы мы оставались на своих местах, так как пассажиры первого класса покидают борт первыми. О каком равноправии тогда идет речь?

ответить 30 июн. 11:29

person